МоЯ Светлость.. I am - Ausi. Я - Русская, Мастер Сил Света! Великая Сила Света

Калмыцкий чай: пошаговое приготовление блюда



Статья с сайта Смачно.ua


Калмыки считают, что чай у них появился благодаря религиозному
реформатору Цзонхаве. Однажды Цзонхава занемог и обратился к известному
лекарю. Тот прописал ему один напиток, назвав его
“божественным”, и порекомендовал Цзонхаве употреблять его
на голодный желудок в течение семи дней. Исполнив указания, на седьмой
день, совпавший с 25-м днем месяца барса по лунному календарю, Цзонхава
избавился от недуга. В честь этого он повелел всем верующим в этот день
поставить бурханам лампадку, прибавить к своему возрасту один год и
приготовить исцеливший его напиток, названный калмыками позже
“хальмг ця”.


С тех пор, по преданию, калмыки стали отмечать праздник Зул, на
котором самым почитаемым блюдом стал калмыцкий чай. И в память о
чудесном исцелении стали ежегодно совершать чайный ритуал подношения
божествам.





Ингредиенты:


700 мл воды;


400 мл молока;


2 мускатных ореха;


1,5 ст. л. сливочного масла;


0,5 ч. л. соли;


20 г черного байхового чая.




Ставим на огонь воду. Нагреваем, но до кипения не доводим. Засыпаем чай. Доводим до кипения и уменьшаем огонь. Добавляем соль.




Вливаем молоко. Перемешиваем. Добавляем сливочное масло.
Перемешиваем. Добавляем толченый мускатный орех. Накрываем чайничек
крышкой, чтобы напиток настоялся.





Наливаем в чашки кипяток - так им придается необходимая температура.
Сливаем кипяток из чашек. Наливаем чай в фарфоровый чайничек. Разливаем
чай по чашкам.




Чай готов! Смачного!




Тонкости приготовления калмыцкого чая


Нельзя кипятить воду (хоосн хар усн) без чайной заварки. Обычный
кипяток употреблялся в исключительных случаях: во время болезни,
крайней нищеты и т. д. Предупреждая возможность подобного, воду
кипятили с одним из ингредиентов традиционного чая (солью, чайной
заваркой, каплей молока).




Все движения во время приготовления чая и ритуала чайного подношения
совершаются слева направо, по ходу солнца. В основе данного правила
просматривается солярный культ, имевший огромное значение в духовной
жизни калмыков. Думается, что, совершая круговые движения, люди
надеялись, что жизнь и все добрые начинания будут необратимо двигаться
вперед согласно законам диалектики.




После того, как чай хорошо заварится, его солят, добавляют по вкусу
молоко и мускатный орех, толченый в сливочном масле. Затем чай
тщательно размешивают.




Первая порция приготовленного чая преподносится в качестве
подношения бурханам. Чай наливается в жертвенную чашечку, которая
постоянно находится на алтаре. По истечению определенного времени этот
чай отдавали детям, в основном мальчикам.




Известно, что калмыки поклонялись солнцу, луне, почитали землю. По
этой причине они регулярно совершали обряды жертвоприношения небесным
светилам, земле и по особому относились к предметам, форму которых
напоминали объекты культа. Например, у калмыков запрещалось наступать
на порог кибитки с круглым основанием, держать дома пиалу с
отломленными краями. Посуда, предназначенная для гостей, должна
соответствовать канонам традиционного этикета. В калмыцкой пословице
говорится: “Хотын сээг куунд ег” (Лучшую пищу отдай гостю).
Хорошей пище должна соответствовать качественная посуда. Гость вполне
мог отказаться от чая, если он подается в пиале с отломленными краями,
если подносящий опускает в пиалу с чаем указательный палец.




Человек, подносящий чай, должен держать пиалу обеими руками (на
хадаке — в особых случаях) на уровне груди, тем самым,
демонстрируя свое уважение и сердечное расположение гостю. Раньше
ритуал подношения совершался в коленопреклоненной позе, поскольку наши
предки пили чай, сидя на земле или за низеньким столиком (ширя).




При подношении чая строго учитывалась иерархия присутствующих:
сначала чай подают старшему по возрасту, независимо от того, является
он гостем, родственником или кем –то еще. Если адресатом является
духовное лицо, важный государственный чиновник, то ритуал подношения
чая совершается хозяином дома.




Принимающий подношение должен взять пиалу обеими руками, безымянным
пальцем правой руки совершить ритуал кропления (цацл цацх), произнести
благопожелание (йорял), в котором добрые пожелания адресуются самому
напитку, человеку, угощающему чаем, его семейству. В йоряле говорящий
упоминает, как правило, и себя.




Выпив чай, калмыки возвращают пустую посуду хозяину. Запрещается
переворачивать пустую пиалу вверх дном. Подобное расценивалось как
проклятье. Чайная церемония – это лишь один из многих обрядов и
ритуалов калмыков. Однако в ней в полной мере отразились специфика
национального характера калмыков, их религиозная приверженность,
завидное постоянство и преданность по отношению к традициям и обычаям
предков.


Источник



@темы: От людей ( не мое), веселое, кулинария, НАпитки и дрыньки, коктейли и ершики